Гордые сыны горной тайги - эвены.
Трудно представить якутскую тундру без мчащихся оленей, без коренных жителей - эвенов. Эвены или ламуты, маленький, но гордый народ.
Мой дядя, Егор Алексеевич Охлопков, в 1953 году принимал участие в постройке поселка Березовка, который находится в Среднеколымском улусе.
В 1951 году в областной комитет КПСС прибыла депеша о том, что в горах Илин Таас найдено племя эвенов, которые жили общинным строем и кочевали между Якутией и Магаданской областью. Речь шла о родах Намыткан, Уягапкан, Дойды и Булэн, которые круглогодично перегоняли своих оранов-оленей то в Якутию, то в Магаданскую область. Попутно охотились на белок и соболей. А руководил ими последний князь на территории СССР Иван Булдукин.
.Вот и пришла пора вписать эту группу населения в систему советской власти, для чего в 1954 году из эвенских родов Средней Колымы был образован Березовский кочевой совет, а председателем Совета был избран (назначен) тот же Иван Булдукин. На следующий год на реке Берёзовке была устроена фактория для скупки пушнины, при ней медпункт, пекарня, сельский клуб и начальная школа. Так возник поселок Березовка, где постепенно стало оседать аборигенное население.
Так в 1954 году жители Березовки, эвены, из эпохи феодализма с его князьями и вассалами шагнули прямо в социализм, эвенские оленеводы и охотники, живущие племенами, поселились в поселок с современными домами. Но они не могли преодолеть новый быт и уклад жизни. Так возле домов, построенных по-современному, протягивался дым чумов. Позже эвенов стало меньше по числу, так как они уходили из поселка, не привыкнув к новому укладу жизни. Дети эвенов, которые учились в поселке, где были школа, клуб, магазин, стали слушать радио и использовать электричество. Это была забота Советской власти о малочисленных народах Севера.
Кочевые народы со своим укладом – не эхо давно ушедших веков. Они живут в XXI столетии вместе с нами и сохранили свой скромный быт.
1-2 апреля пройдет ежегодный конкурс «Кочевая семья -2023». Организатором конкурса выступает Минтруд РС (Я).
В эти два дня гости увидят красочное шествие кочевых семей и соревнования по традиционным видам спорта, таким как гонки на оленьих упряжках и метание аркана. Конкурс также включает творческие этапы «Визитная карточка» и «Оримкэн», где оленеводы продемонстрируют свои таланты, а также представят своё национальное жилище и кухню. Самым зрелищным станут оленьи гонки, поскольку все члены семьи, включая мать, участвуют в гонках на оленьих упряжках, затем ребенок соревнуется с другими детьми верхом на олене, а отцы выявляют самого ловкого метателя маута.
Весьма непрост и конкурс для хозяек. Все участницы подготовились к этапу более чем основательно, представив на суд жюри по нескольку десятков всевозможных яств. К ней хозяйки готовятся заранее, готовя разносолы, национальные блюда, торты, заварные, салаты редкой красоты. Но жюри оценивает только традиционные северные блюда из мяса, рыбы.
Кроме готовки у хозяйки чума немало обязанностей. Она поддерживает огонь в чуме (священное для северян занятие), собирает и разбирает жилище кочевников, выделывает шкуры, шьёт одежду, кормит семью, заботится о ночлеге и здоровье всех её членов. При кочевке собирает скарб, пакует, первой приезжает на место стоянки, все это распаковывает, устанавливает чум, варит еду, и только потом мужчины пригоняют стадо…
Хозяйкой чума может стать только с детства кочующая с оленеводами девушка, думают те, кто незнаком с кочевым укладом жизни. Тем не менее, немало историй, когда оленеводы женились на городских и даже приезжавших из теплых краев девушках, которые со временем овладевали всеми премудростями кочевой жизни, предпочитая их благам цивилизации. Такой вот парадокс…